Аннотации к программам учебных предметов
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
Программы учебных предметов являются частью ДПОП в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Программы разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество». За основу рабочих программ взяты примерные программы учебных предметов, разработанные Министерством культуры Российской Федерации( ред. И.Е.Домогацкая)
Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» является приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области хореографического исполнительства:
-знания профессиональной терминологии;
-умения исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;
-умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа;
-умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
-умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
-умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
-навыков музыкально-пластического интонирования;
-навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
-навыков публичных выступлений;
в области теории и истории искусств:
-знание музыкальной грамоты;
-знание основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
-знание и слуховые представления программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
-знание основных элементов музыкального языка;
-первичных знаний в области строения классических музыкальных форм;
-навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
-знание основных этапов развития хореографического искусства;
-знания основных этапов становления и развития искусства балета;
-знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
-навыков восприятия элементов музыкального языка;
-навыков анализа музыкального произведения.
Результаты освоения программы «Хореографическое творчество» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Программы учебных предметов содержат следующие разделы:
-распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, система оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса;
-список рекомендуемой методической литературы.
Программа учебного предмета
«Танец»
Учебный предмет «Танец» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 1-го по 2-й класс по 8-летнему курсу обучения. Учебный предмет «Танец» является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области хореографического искусства.
Программа направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, на приобретение знаний, умений и навыков в области хореографии, ориентирована на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью приобщить детей к художественной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и практических умений.
В результате освоения программы учебного предмета «Танец» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание основных элементов классического, народного танцев;
-знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца;
-умение исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
-умение ориентироваться на сценической площадке;
-умение самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ; владение различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
-навыки перестраивания из одной фигуры в другую;
-владение первоначальными навыками постановки корпуса, ног, рук, головы;
-навыки комбинирования движений;
-навыки ансамблевого исполнения, сценической практики.
Программа учебного предмета
«Ритмика»
Учебный предмет «Ритмика» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 1-го по 2-й класс по 8-летнему курсу обучения. По учебному плану 5-летнего курса предмет "Ритмика" осваивается в течение 1 года обучения.
Учебный предмет «Ритмика» является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области хореографического искусства.
Программа направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, на формирование у ребёнка чувства метроритма. Программа ставит своей целью приобщить детей к художественной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и практических умений.
В результате освоения программы учебного предмета «Ритмика» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
-знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
-первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
-умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
-навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
-навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями
Программа учебного предмета
«Гимнастика»
Учебный предмет «Гимнастика» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 1-го по 2-й класс по 8-летнему курсу обучения. По учебному плану 5-летнего курса предмет "Ритмика" осваивается в течение 1 года обучения. Учебный предмет «Гимнастика» является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области хореографического искусства.
Программа направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, на физическое развитие ребёнка с помощью специальных упражнений , подготовку учеников к успешному освоению движений классического танца.
В результате освоения программы учебного предмета «Гимнастика» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание анатомического строения тела;
-знание приемов правильного дыхания;
-знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
-знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
-умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
-умение сознательно управлять своим телом;
-умение распределять движения во времени и пространстве;
-владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
-навыки координации движений.
Программа учебного предмета
«Классический танец»
Учебный предмет «Классический танец» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 3-го по 8-й класс по 8-летнему курсу обучения и с 1 по 5 классы по 5-летнему курсу обучения.
Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.
В результате освоения программы учебного предмета «Классический танец» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
-знание балетной терминологии;
-знание элементов и основных комбинаций классического танца;
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
-знание средств создания образа в хореографии;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
-умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
-умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
навыки музыкально-пластического интонирования.
Программа учебного предмета
«Народно-сценический танец»
Учебный предмет «Классический танец» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 3-го по 8-й класс по 8-летнему курсу обучения и с 1 по 5 классы по 5-летнему курсу обучения.
Учебный предмет «Народно-сценический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
В результате освоения программы учебного предмета «Народно-сценический танец» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
-знание балетной терминологии;
-знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
-знание средств создания образа в хореографии;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
-умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
-умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
-умение понимать и исполнять указания преподавателя;
-умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
навыки музыкально-пластического интонирования.
Программа учебного предмета
«Историко-бытовой танец» *
Учебный предмет «Историко-бытовой танец» может быть введён в вариативную часть учебного плана программы .
В результате освоения программы учебного предмета «Историко-бытовой танец» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- знание истории историко-бытового танца;
- знание терминологии;
- изученные комбинации, движения, этюды.
- умение работать в ансамбле;
- умение самостоятельно анализировать свою работу;
- умение технически точно и эмоционально исполнять комбинации и этюды;
- при исполнении комбинации движения должны соответствовать характеру
музыки;
- умение создавать и поддерживать атмосферу доброжелательности;
- научиться культуре поведения, опрятности, аккуратности.
Программа учебного предмета
«Подготовка концертных номеров»(сценическая практика).
Учебный предмет «Подготовка концертных номеров»(сценическая практика)входит в обязательную часть учебного плана программы - с 1-го по 8-й класс по 8-летнему курсу обучения и с 1 по 5 классы по 5-летнему курсу обучения.
На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического танца, народно-сценического танца и других.
В результате освоения программы учебного предмета «Подготовка концертных номеров» (сценическая практика) обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;
-умение работы в танцевальном коллективе;
-умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
-умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
-навыки участия в репетиционной работе.
Программа учебного предмета
«Слушание музыки и музыкальная грамота»
Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 1-го по 4-й класс по 8-летнему курсу обучения и в 1 классе по 5-летнему курсу обучения.
Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области хореографического исполнительства. На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха. Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.
В результате освоения программы учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание специфики музыки как вида искусства;
-знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;
-знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);
-умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;
-умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;
-умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.
Программа учебного предмета
«Музыкальная литература»
Учебный предмет «Музыкальная литература» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 5-го по 6-й класс по 8-летнему курсу обучения и во 2-3 классах по 5-летнему курсу обучения
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование навыков восприятия музыкального произведения и умения выражать к нему свое отношение, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета включает: изучение отдельных периодов мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы.
В результате освоения программы учебного предмета «Музыкальная литература» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;
-знание особенностей традиций отечественной музыкальной культуры, фольклорных истоков музыки;
-знание творческого наследия выдающихся отечественных и зарубежных композиторов;
-знание основных музыкальных терминов;
-знание основных элементов музыкального языка и принципов формообразования;
-умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей;
-умение характеризовать жанровые особенности, образное содержание и форму музыкальных произведений;
-навыки по восприятию музыкального произведения, умению выражать к нему свое отношение.
Программа учебного предмета
«История хореографического искусства»
Учебный предмет «История хореографического искусства» входит в обязательную часть учебного плана программы - с 7-го по 8-й класс по 8-летнему курсу обучения и в 4-5 классах по 5-летнему курсу обучения.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
В результате освоения программы учебного предмета «История хореографического искусства» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:
-знание основных этапов развития хореографического искусства;
-знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
-знание имен выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
-знание основных этапов становления и развития русского балета;
-умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.