ДПОП Живопись

ДПОП Живопись

 

 

 

Аннотации к  программам учебных предметов

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  в области изобразительного искусства «Живопись»

Программы учебных предметов являются частью ДПОП в области изобразительного искусства «Живопись».

Программы разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись». За основу рабочих программ взяты примерные программы учебных предметов, разработанные Министерством культуры Российской Федерации( ред. И.Е.Домогацкая)

Программы  учебных предметов содержат  следующие разделы:

-распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса;

-список рекомендуемой  методической  литературы.

Программа учебного предмета

«Основы изобразительной грамоты и рисование».

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» входит в обязательную часть учебного плана программы  - с 1-го по 3-й класс по 8-летнему курсу обучения. В учебный план 5-летнего курса обучения данный предмет не входит.

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

Программа направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, на приобретение знаний, умений и навыков по выполнению живописных и графических работ, ориентирована на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью приобщить детей к художественной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и практических умений.

На начальном этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями рисунка и живописи в облегченном варианте, большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповое занятие. Количество учащихся в группе - до 10 человек.

В результате освоения программы учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

-знать различные виды изобразительного искусства;

-знать основные жанры в изобразительном искусстве;

-знать терминологию изобразительного искусства;

-знать основы цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.);

-знать разнообразные техники и технологии, художественные материалы в изобразительной деятельности и уметь их применять в творческой работе;

-знать основные выразительные средства в изобразительном искусстве;

-знать основные формальные элементы композиции:   принцип

трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности - децентричности, статики - динамики, симметрии - ассиметрии;

-освоить навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

-освоить навыки передачи формы, характера предмета;

-уметь выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;

-развить творческую инициативу, понимание выразительности цветового и композиционного решения;

-развить образное мышление, память, эстетическое отношение к действительности;

-уметь отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции;

-уметь правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.

Программа учебного предмета«Прикладное творчество»

Учебный предмет «Прикладное творчество» входит в учебный план как предмет обязательной части и изучается с 1-го по 3-й класс по 8-летнему курсу обучения. В учебный план 5-летнего курса обучения данный предмет не входит.

Программа учебного предмета «Прикладное творчество» направлена на приобретение детьми опыта творческой деятельности, знаний, умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных работ, на выявление и развитие потенциальных способностей каждого ребенка, на формирование целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, учащиеся узнают о многообразии декоративно-прикладного творчества, знакомятся с традиционными видами ремесел, что способствует передаче традиций из поколения в поколение.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповое занятие. Количество учащихся в группе - до 10 человек.

В результате освоения программы учебного предмета «Прикладное творчество» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;

знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;

умение работать с различными материалами;

умение работать в различных техниках: плетения, аппликация, коллажа, конструирования;

умение изготавливать игрушки из различных материалов;

навыки заполнения объемной формы узором;

навыки ритмического заполнения поверхности;

навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения;

наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения;

умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

Программа учебного предмета «Лепка»

Учебный предмет «Лепка» входит в учебный план как предмет обязательной части и изучается с 1-го по 3-й класс по 8-летнему курсу обучения. В учебный план 5­летнего курса обучения данный предмет не входит.

Программа учебного предмета «Лепка» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области изобразительного искусства. Программа ориентирована на формирование знаний, умений и навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповое занятие. Количество учащихся в группе - до 10 человек.

В результате освоения программы учебного предмета «Лепка» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;

знание свойств пластических материалов, их возможностей и качеств;

умение создавать такие виды скульптур, как круглая скульптура и рельеф;

навыки использования основных техник и материалов;

умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

умение передавать форму, характерные особенности предметов, пропорции, пространственное расположение частей предмета относительно друг друга;

умение изображать в лепке объекты предметного мира, фигуру человека;

навыки последовательного ведения работы из различных материалов;

умение сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;

умение передавать материальность и фактуру предметов;

навык росписи круглых скульптур и рельефа, выполненных из различных материалов;

умение работать с натуры и по памяти;

навыки конструктивного и пластического способов лепки;

знания в области мировой художественной культуры.

Программа учебного предмета «Рисунок»

Учебный предмет «Рисунок» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы - 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения  Программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Программа учебного предмета «Рисунок» выполняет значимую роль в образовательном процессе. Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповое занятие. Количество учащихся в группе - до 10 человек.

В результате освоения программы учебного предмета «Рисунок» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

-разбираться в терминологии - знать понятия «пропорция», «симметрия», «светотень»;

-знать основы рисунка и композиции в рисунке и применять эти знания на практике;

-знать законы линейной и воздушной перспективы;

-владеть навыками использования различных материалов (сепия, сангина, уголь, карандаш, тушь);

-владеть линией, штрихом, пятном;

-выразительно, закономерно компоновать предметы на листе бумаги;

-уметь передавать форму, объем, тоновой разбор, материальность;

-изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы, натюрморты, фигуру человека, животных, птиц;

-выразительно решать постановки с передачей эмоционального состояния;

-последовательно вести длительную постановку;

-передавать фактуры и материал предмета;

-передавать пространство посредствам штриха и светотени;

-выявлять главное и второстепенное в рисунке;

-уметь обобщать (работать от общего к частному и от частного к общему);

-приобрести знания в области мировой художественной культуры;

-знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся художников.

Программа учебного предмета «Живопись»

Учебный предмет «Живопись» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы - 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Содержание учебного предмета «Живопись» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории и включает в себя задания по аналитической работе в области живописи, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Основу Программы составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии. Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с пленэром. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в программе по рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в Программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповое занятие. Количество учащихся в группе - до 10 человек.

Результатом освоения программы учебного предмета «Живопись» является приобретение обучающимися сформированный комплекс знаний, умений и навыков. Учащиеся должны показать  следующие результаты освоения учебного предмета «Живопись»:

-знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

-знание разнообразных техник живописи;

-знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

-умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно­воздушной среды;

-умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

-умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

-навыки в использовании основных техник и материалов;

-навыки последовательного ведения живописной работы.

Учащиеся должны знать:

-что такое локальный цвет, объём;

-разбираться в терминологии: тени, светотени, блики, цвет;

-знать правила построения композиции натюрморта;

-приобрести знания в области мировой художественной культуры;

-знать шедевры изобразительного искусства, имена выдающихся художников.

Учащиеся должны уметь:

-свободно владеть материалами акварель, гуашь;

-сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;

-передавать материальность, объём предметов;

-показывать взаимное цветовое влияние предметов;

-передавать воздушную перспективу.

Программа учебного предмета«Композиция станковая»

Учебный предмет «Композиция станковая» входит в учебный план как предмет обязательной части. Срок освоения программы - 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8­летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Программа учебного предмета «Композиция станковая» тесно связана с учебными предметами «Живопись» и «Рисунок». В каждом из данных предметов поставлены общие исполнительские задачи: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. При этом основная задача учащегося в учебных творческих работах по композиции станковой - уметь сочинять, выдумывать сюжет, компоновать задуманное на листе.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповое занятие. Количество учащихся в группе - до 10 человек.

В результате освоения программы учебного предмета «Композиция станковая» обучающийся должен приобрести следующий комплекс знаний, умений и навыков:

знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;

-знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

-умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;

-умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

-умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;

Выпускник должен продемонстрировать следующие навыки работы по композиции:

-сознательно размещать предметы в объёмно-пространственной композиции;

-передавать материальность, объём предметов;

-показывать взаимное цветовое влияние предметов;

-передавать воздушную перспективу;

-уметь обобщать и перерабатывать природные формы;

-определять художественные материалы и уметь их использовать;

-уметь аккуратно выполнять поставленные художественные задачи.

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве»

Учебный предмет «Беседы об искусстве» входит в учебный план как предмет обязательной части и изучается с 1-го по 3-й класс по 8-летнему курсу обучения. В учебный план 5-летнего курса обучения данный предмет не входит.

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств, являясь базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа «Беседы об искусстве» способствует формированию у учащихся комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждению интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Учащиеся узнают особенности языка различных видов искусства, получают первичные навыки анализа произведений искусства, развивают способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповые занятия. Количество учащихся в группе - = до 10-ти человек. Занятия проходят один раз в неделю.

За время обучения учащиеся ПДШИ должны получить определенный комплекс знаний, умений и навыков по предмету «Беседы об искусстве»:

-сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах изобразительного искусства;

-знать выдающихся отечественных и зарубежных мастеров живописи, архитектуры, скульптуры;

-иметь представление о художественных языках различных эпох и направлений;

-владеть первичными навыками анализа произведений искусства;

-владеть навыками восприятия художественного образа;

-уметь последовательно и логически излагать свои мысли, выражать свое отношение к изучаемому материалу;

-уметь работать с книгой по искусству и другими доступными информационными ресурсами (интернет, аудио-видео ресурсы).

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства»

Учебный предмет «История изобразительного искусства» входит в учебный план как предмет обязательной части. Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: Предметная область. 02. История искусств.

Срок освоения программы - 5 лет: с 4-го по 8-й класс при 8-летнем курсе обучения и с 1-го по 5-й класс при 5-летнем курсе обучения. Срок освоения Программы  для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» направлена на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Программа «История изобразительного искусства» способствует формированию у обучающихся комплекса первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждению интереса к искусству и деятельности в сфере искусства. Ученики  узнают особенности языка различных видов искусства, получают первичные навыки анализа произведений искусства. Программа направлена на формирование умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповые занятия. Занятия проходят один раз в неделю.

По окончании курса «История изобразительного искусства» учащийся должен продемонстрировать следующие знания, умения и навыки:

-знание основных этапов развития изобразительного искусства;

-первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

-знание основных понятий изобразительного искусства;

-знание основных художественных школ в западноевропейском и русском изобразительном искусстве;

-сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;

-умение выделять основные черты художественного стиля;

-умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

-навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

-навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;

-навыки анализа произведения изобразительного искусства.

Программа учебного предмета «Пленэр»

Учебный предмет «Пленэр» входит в учебный план как предмет обязательной части. Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства: Предметная область - 03. Пленэрные занятия.

Срок освоения программы: 5 лет - с 4-го по 8-й класс при 8-летнем обучении и 4 года - со 2-го по 5-й класс при 5-летнем обучении. Срок освоения Программы  для детей, не окончивших освоение образовательной программы основного  общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.

Учебный предмет «Пленэр» выполняет значимую роль в образовательном процессе и является одним из предметов учебного плана. Учебные занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе учащиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем:         законы линейной и воздушной

перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.

Программа «Пленэр» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи. В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка. В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды.

При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с гуашью и акварелью, умение грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповые занятия.  Количество  обучающихся в группе - до 10-ти человек.

Результатом освоения ДПОП «Живопись»  является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:

-знать закономерности построения художественной формы;

-знать законы линейной и воздушной перспективы;

-владеть умениями передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, равновесия, плановости;

-умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

-умение применять сформированные навыки по учебным предметам рисунок, живопись, композиция;

--умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными этюдами;

-навыки передачи световоздушной перспективы;

-навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

-навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.09.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения